Велосипед дарит неповторимое чувство свободы, в отличие от других средств передвижения. Ты выбираешь дорогу и едешь, куда хочешь.
Ильдус Янышев
Ильдус Янышев в апреле 2017 года отправился в кругосветный велотур с проектом «За мир и добрую волю». За время путешествия он планирует преодолеть расстояние в 25 000 километров.
Расскажите о себе: откуда вы, сколько вам лет и чем занимаетесь?
Мне 56 лет, я родился в Казани. По образованию юрист, много занимаюсь общественной деятельностью.
Являюсь попечителем и председателем Ассоциации выпускников юридического факультета Казанского Университета.
Возглавляю союз велосипедистов Республики Татарстан, а также являюсь членом казанского Ротари Клуба. Мой бизнес связан с охранной деятельностью и коммерческой безопасностью. Это компания «Контр», которая была создана мною еще во время СССР в 1991 году, и сейчас успешно функционирует.
Конечно, я очень люблю велосипеды и даже 3 года тому назад создал «Музей велосипедов», который перерос в Центр велосипедной культуры «ВеломанИЯ». Там мы не только показываем велотехнику, но и обучаем велограмотности, проводим тематические встречи, акции, смотрим кино, выставляем велосипедную живопись и делаем много того, что трансформирует человека ближе к велокультуре.
Какая цель у вашего кругосветного велотура «За мир и добрую волю»?
Я скорее бы назвал этот проект велосипедной экспедицией. Экспедиция всегда преследует цель добыть какие-то ценности, открыть новые земли. Эта экспедиция вокруг света на велосипеде преследует собой цель найти интересные модели реализации социальных общественных инициатив, связанных с велосипедизацией городов, развитием бизнеса, развитием велосипедной культуры, благотворительности.
Я отправился в эту экспедицию с напарником Алексеем Костюченко. Это человек с ограниченными физическими возможностями, у него нет ног и даже кистей рук. Он на своем хэндбайке путешествует из Питера до Владивостока, я из Казани до Владивостока. Тем самым мы демонстрируем человечеству возможности людей не только физически здоровых, но и показываем, что человек с ограниченными возможностями тоже может быть свободным, сильным и добрым. Когда соберем оставшуюся необходимую информацию, планируем реализовать несколько социально ориентированных проектов, связанных с велокультурой.
Первый проект уже стартует в Казани — это «Путь Тукая», я о нем позже подробнее расскажу. Также в планах есть издание книги «Велосипед и счастье» — это будет сборник статей ведущих мировых экспертов и людей, которые могут поделиться знаниями о том, как велосипед улучшает мир человека и природы.
С Алексеем Костюченко
Расскажите о том, как вы готовились к кругосветке?
Все началось еще в 2007 году. Когда я путешествовал по США на автомобиле, встретил одного немца, который на велосипеде пересекал весь американский континент. Эта идея меня очень сильно зажгла, и я стал ездить на короткие расстояния, такие как Казань — Ульяновск. Дальше я отправился в тур на 1 000 км — от Эдинбурга до Лондона. Затем мы с моим другом уже пересекали Европу — от Праги до Парижа, Кубу пересекли, не говоря уже про весь Татарстан. Так появилась идея обогнуть весь земной шар, что я сейчас и делаю.
Как близкие родственники и друзья отнеслись к вашей идее?
Было непросто уехать из дома на длительный срок и оставить детей без отцовского внимания. У меня трое детей. Младшей дочке всего одиннадцать лет. Старшие дети уже самостоятельные — сыну 23 года и еще одной дочери 28 лет. Перед тем как отправиться в путь, я сделал все возможное, чтобы моя семья ни в чем не нуждалась. Несмотря на то что мы видимся по ходу маршрута, и они ко мне приезжают, им сложно. Еще немного и мы снова будем вместе.
Моя жена меня поддержала. Она очень сильный волевой и понимающий человек, по профессии врач. Супруга подключилась к проекту, чтобы поддержать меня во время путешествия и осуществлять медицинский мониторинг за мной и Алексеем Костюченко. Кроме того, она проводит исследование влияния велотуров на психосоматическую сферу человека.
На каком велосипеде вы путешествуете, и какое снаряжение взяли с собой?
У меня были разные велосипеды. Для кругосветки я долго выбирал велосипед. Давно мечтал и, наконец, купил хорошую голландскую иномарку Koga специальной серии World Traveller, предназначенную для путешествия вокруг света. Это недешевый велосипед, но он того стоит и уже себя оправдал в этой экспедиции. Можно путешествовать на любом, просто потребуется больше внимания и ремонта.
Еще я брал с собой самое необходимое. Получилось 35 кг багажа в 5 сумках, обвешенныхна передних и задних колесах, на багажнике. Там есть палатка, спальный мешок, надувной матрас, газовая горелка, металлическая посуда. Много цифровой техники: видеокамеры, фотоаппараты, навигаторы, ноутбук. Одежда, рассчитанная на температуру до -10 °C, куртка компактная, фильтр для очистки воды и медикаменты, которые мне пока не пригодились.
Сколько стран вы уже посетили и сколько километров уже проколесили?
Я уже проехал 12 стран: Россию, Латвию, Литву, Польшу, Германию, Нидерланды, Бельгию, Францию, Испанию, Португалию, Великобританию. Сейчас нахожусь в США и на днях уже будет небольшой юбилей — 10 000 км. Это чуть меньше половины маршрута — всего нужно проехать больше 25 000 км.
Что вам нравится больше всего в путешествиях на велосипеде?
Конечно же, это свобода. Велосипед дарит неповторимое чувство свободы, в отличие от других средств передвижения. Ты выбираешь дорогу и едешь, куда хочешь. Можешь заехать в поле, в магазин, на пешеходную зону и остановиться там, где ты хочешь. Все это очень подкупает. Очень интересна психология отношения людей к таким путешественникам. Потому что велосипедист воспринимается больше как странник, пилигрим, паломник, человек более открытый. Он вызывает больше доверия, сочувствия и поддержки, в отличие от людей, путешествующих на автомобилях, поездах, автобусах. Это максимальная контактность со средой и людьми по маршруту следования.
Как выглядит ваш типичный день в дороге, если, конечно, такое бывает?
Утром — это зарядка, надо тело привести в форму, растянуть мышцы перед нагрузкой и очень хороший плотный завтрак. Это как заправка бензином моего двигателя. Около двух часов я работаю в социальных сетях, веду переписку по своим делам, по проекту.
Еду первый участок км 30, затем короткая остановка и перекус: чай-кофе с булочкой или легкий обед. Еще км 30 и уже хороший полноценный обед с небольшим отдыхом — порядка 20-30 минут. Затем завершение намеченного маршрута и поиск жилища. Не всегда ты знаешь, где будешь останавливаться на ночлег. А иногда это уже запланированное место.
Очень интересна сама система поиска мест ночлега. Есть много инструментов в соцсетях и таких, как CouchSurfing, WarmShowers, система поддержки ротарианцев (члены международной организации социального служения Rotary), которые приглашают в гости. Есть Universal Peace Federation, я являюсь членом этой организации в качестве Посла мира.
Иногда это бывают кемпинги, когда ты ставишь палатку в оборудованном или не оборудованном месте и спишь как настоящий турист. Иногда — недорогие гостиницы или мотели. Дорогие гостиницы велосипедистам в кругосветном путешествии недоступны. Если в таких останавливаться каждый день в течение года, то это выходит в большую копеечку. На коротких турах можно останавливаться в гостиницах. Там можно телефон зарядить, восстановить силы, помыться, постирать.
Следуя по маршруту, обязательно стараюсь посетить музеи, национальные парки, веломагазины, центры, общаюсь с людьми. Это делает дни разными, непохожими один на другой.
Везде разные климатические условия, как вы с этим справляетесь?
Справляюсь легко. У меня в пути были разные погодные условия. В Московской области я ехал под снегом, в Испании на Пути Сантьяго, жара была +40 °C. Нужно соблюдать режим нагрузок, при высоких температурах — обливаться водой, стараться быть в тени. В общем-то, организм справился с горами и жарой в Испании. Не знаю, как будет дальше, ведь впереди еще Долина смерти в Аризоне, Китай, Дальний Восток. Там будет видно.
Встречались ли у вас какие-то проблемы при пересечении границ?
Границы тоже интересно пересекать с помощью велосипеда. Когда подходишь к пограничному столбу со шлагбаумом и предъявляешь свой паспорт, пограничники на тебя смотрят с интересом. В целом отношение пограничников к велосипедистам положительное. Они видят твое загорелое усталое лицо и понимают, что ты никакой не контрабандист или потенциальный правонарушитель. Когда видят флаги на велосипеде, задают вопросы: откуда ты и как долго едешь — всем интересно.
В Евросоюзе пересечение границ — это вообще просто сказка. Иногда проезжаешь по дорогам и оказываешься вдруг в другой стороне. Недавно был в Бельгии и раз, оказался во Франции. Это интересный момент, когда мир кажется безграничным.
Как на ваше появление реагируют местные жители? Чувствовали языковой барьер с населением?
Местные жители относятся с дружелюбием и делятся всем, чем могут. Велосипедисты для них — особая категория гостей, которые приезжают с миссией доброй воли. Особая атмосфера доброжелательности на Пути Сантьяго в Испании. Это особая история, о которой можно написать целую книгу.
Были ли языковые барьеры? Обычно английский выручает, он универсальный язык. Но есть такие страны, как Франция или Испания, где к английскому языку относятся достаточно прохладно и далеко не все его знают. Приходилось объясняться на пальцах и при помощи Google переводчика. В век цифровых технологий общение значительно облегчается, и я этим пользуюсь.
Встречались ли где-нибудь в пути с такими же велопутешественниками?
Конечно же, встречался. Много раз. Особенно много встреч было в Европе во время моего пресечения сети велосипедных трасс EuroVelo 3 и EuroVelo 6 — по реке Луара и по побережью Атлантического океана. Там огромное количество людей, ездящих на велосипеде — от школьников с родителями до людей почтенного возраста. Я встречал 70-летних, том числе и женщин, которые едут на 1 000 км. Они рассказывали интересные истории.
Мы делимся опытом, картами, маршрутами, интересными местами. Это своего рода содружество, которое переросло в сеть гостеприимства Вармшоверс — аналог Каучсерфинга, только для велосипедистов.
В США, кстати, велодорог очень много, но туристов я практически не встречал. В основном — дальнобойщики. Очень странно — и дороги есть, и разметка практически через все США, но велотуристы куда-то все попрятались.
Были в вашем велотуре забавные или экстремальные случаи? Расскажите о самом запоминающимся.
Каждый день запоминающийся. Была попытка экспроприации моего велосипеда одним афроамериканцем в Нью-Джерси. Пока я обедал в кафе, он запрыгнул на велосипед, но тот оказался заблокированным, и он тут же соскочил. Я подошел и очень доброжелательно объяснил, что велосипед мне нужнее, что у меня особая миссия. Он ретировался с виноватым видом, отошёл, и больше попыток кражи велосипеда не было.
Были трудные моменты на Пути Сантьяго, когда я взбирался на 1600 метров в жару. Там очень крутой подъем. Хотелось все бросить, найти транспорт и уехать с этих тяжёлых мест. Я слушал в этот момент книгу Паоло Коэльо «Дневник мага», как раз посвящённую этому Пути. Эта книга меня сильно вдохновляла и поддерживала, и я преодолел все горы на этом Пути.
На ваш взгляд, где лучше всего развиты условия для велосипедистов?
Голландия — это мекка для велосипедистов, рай, где дороги имеются везде, куда только ни пожелаешь. Это страна, где половина населения ежедневно используют велосипед без всякого героизма. Для них это так же естественно, как у нас ездить на трамвае или метро. Неплохие условия в Германии. Есть интересные длительные веломаршруты в США, но это страна, где велосипед не используют как транспорт, а только как средство для туризма. Надо отметить, что туризм здесь развит достаточно хорошо.
У вас есть идея создать велосипедный маршрут «Путь Тукая». Что это такое?
«Путь Тукая» — это не совсем велосипедный путь, он уже становится пешеходно-велосипедным. Этот проект уже развивается во всю мощь. В оргкомитет уже входит порядка 30 людей, в том числе и чиновники, президент союза журналистов Татарстана, известные юристы, ученые, предприниматели.
Это путь, который по сути аналог Пути Сантьяго, только на родину нашего известного тюркского поэта Габдуллы Тукая, человека, который является носителем национальной идеи. Это гордость нашей национальной культуры. Сейчас уже есть спрос на язык, на его творчество.
Мы решили совместить идеи пешеходно-велосипедного туризма, такого же, как на Пути Сантьяго — 100 км по деревням Татарстана. Тогда люди смогут окунуться непосредственно в быт народа, испытать себя, пройти своего рода духовное очищение. Но это разговор для отдельной большой темы.
Как думаете, что мешает многим пересесть с автомобиля на велосипед?
Конечно, есть много установок, что велосипед — это трудно, что у нас нет для этого условий. Для России такая важная составляющая, как «это не престижно», воспринимается как некое падение социального статуса. Вот мы как раз с помощью такого велотура эти установки и стереотипы в сознании и разрушаем. Своим примером показываем, что даже в условиях отсутствия велодорог путешествовать можно, в отсутствии здоровья, как у Алексея Костюченко — тоже можно. И в любом возрасте это возможно.
Климатические условия практически не играют никакой роли. Северные страны, такие как Норвегия, Швеция, Финляндия — в разы более велосипедированы, чем Россия. Поэтому нужно работать в первую очередь с культурой. И с изменением в сознании людей, над этим мы, собственно, и работаем. Будем издавать книгу «Велосипед и счастье».
Ведя работу в социальных сетях, реализуя проект «Путь Тукая» и другие похожие проекты, я думаю, мы сделаем серьезный поворот в сознании людей и сможем пересадить тех самых автомобилистов на велосипеды.
Можете дать совет тем, кто решил отправиться вокруг света на велосипеде?
Начинайте готовиться, делая маленькие шаги. Сначала однодневные походы, потом 2-3-дневные вокруг своего родного края. Затем отправляйтесь в комфортные страны, например, в Нидерланды или в Карелию, где ровные дороги, нет большого трафика. А потом, я думаю, втянетесь в это.
Необходимое условие — знание английского языка. Без языка сложно будет ехать, потому что велосипедист нуждается в постоянных коммуникациях. Нет экскурсоводов и гидов, которые тебе все покажут, расселят. Ты делаешь все самостоятельно.
Что касается здоровья, отменного не требуется, но эти маленькие шаги позволят подготовить ваше тело и, главное, сознание к тому, что вы на это способны.
Я знаю, что в кругосветные велотуры отправляется большое количество людей. Информация есть в интернете, в социальных сетях. Даже одинокие девушки выезжают и, невзирая ни на какие угрозы, пересекают страны Латинской Америки. Очень популярен маршрут от Аляски до Чили, путь по внутреннему периметру Балтийского моря, через Скандинавские страны.
Открывайте мир с помощью велосипеда, становитесь счастливыми и здоровыми. Все это доступно и приносит незабываемые впечатления. Удачи всем вам!